На портале Ассоциации предприятий индустрии детских товаров опубликовано интервью с председателем совета директоров Инженерной компании "Лоретт" Ольгой Гершензон:
- Ольга Николаевна, компания «Лоретт» занимается разработкой оборудования и технологий в области приема данных с искусственных спутников Земли и работой с космическими снимками. Это скорее взрослая тема. Как удалось адаптировать ее для современных школьников?
- «Лоретт» всего пять с половиной лет, но компания имеет большой задел, так как основатели и большинство сотрудников имеют более чем 30-летний опыт работы в отрасли создания технологий для приема, обработки и использования изображений Земли из космоса. Наши образовательные проекты адресованы школьникам и их родителям, студентам, преподавателям, а также всем, кто интересуется космической съемкой. Это курсы, лекции и семинары, мастер-классы и тренинги, конкурсы, тематические смены в детских лагерях, фестивали, образовательные программы и мероприятия по ранней профориентации как в офлайн-, так и в онлайн-форматах. Наша компания была основана в 2017 году, а уже с 2018 года она является резидентом инновационного центра «Сколково». И сейчас команда «Лоретт» создает новые компетенции в инновационных высокотехнологичных направлениях и внедряет их в основное и дополнительное школьное образование. Использование аппаратно-программных комплексов приема спутниковых данных нашего производства помогает превращать школьные предметы в современную живую науку с инновационной компонентой.
- Ваше оборудование предназначено для занятий с особо одаренными детьми? То есть оно для привлечения маленьких гениев?
- Если мы хорошие производители или по крайней мере к этому стремимся, то при работе на нашем оборудовании все должно быть интуитивно понятно. А значит, там нет сложностей. Любой ребенок может собрать нашу станцию и потом с ее помощью принять сигнал со спутника. Сейчас мы стремимся упростить конструкцию, чтобы любой учитель и его ученик могли не просто научиться принимать сигнал (это не проблема!), а научиться обрабатывать полученную информацию и использовать ее в процессе обучения. Это учит детей логически мыслить, готовит людей будущего.
Уверены, что с помощью грамотного учебного оборудования любой ребенок может стать гением. С первого взгляда наше предложение кажется фантастическим. Неужели каждому школьнику доступна информация со спутников? На самом деле демократизацию доступа к данным космической съемки для всех, в том числе для детей, мы рассматриваем, как свою миссию, начиная с 90-ых годов, когда еще не было компании «Лоретт», не был распространен интернет и поисковики, а мы уже могли пользоваться космической съемкой, а чуть позже уже на Яндекс.Картах появился слой спутниковых снимков. И мы делали станции приема космической информации, которые позволяли в режиме реального времени эти данные фактически получать конечному пользователю.
- И вы делали уже тогда это доступным для детей?
- Изначально мы создали оборудование для школ, позволяющее наблюдать за погодой с помощью спутника и делать локальные прогнозы. Поставили штук 30 станций погоды и станций приема космической информации в школы, также продали оборудование в Англию и Японию. Но очень быстро поняли, что на этом рынке в реалиях 90-х мы просто не выживем. В то же время узнали, что созданного нами оборудования на тот момент нет даже в профессиональной Гидрометслужбе и постепенно ушли в профессиональный сегмент.
- И как же вернулись опять к продукции для детей?
- Если анализировать историю компании, то «Лоретт» - это движение по спирали. В какой-то момент мы поняли, что привлекать детей к этой теме - достойная задача, так как в учебниках, входящих в государственный образовательный стандарт, про космическую съемку есть от силы пара абзацев. Тогда как с помощью космической информации решаются задачи в области экологического мониторинга, управления территориями, оценки состояния земель и акваторий, рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью в условиях чрезвычайных ситуаций и так далее. То есть это реальная практическая работа, которую по силам выполнить школьникам, поэтому лабораторию, которую мы предлагаем для школ и центров дополнительного образования, мы называем междисциплинарной, так как она реально позволяет детям наращивать компетенции в математике, физике, географии, программировании, технологии. И это полностью российская продукция – от идеи до воплощения. А значит, мы работаем в рамках того самого технологического суверенитета в сфере учебного оборудования, о котором сейчас так много говорится.
- То есть предлагаемое вами учебное оборудование для школ предназначено далеко не только для повышения компетенций в астрономии?
- Очень многие, действительно, наше оборудование ассоциируют с астрономией. В какой-то мере астрономии это, конечно, тоже касается, так как надо следить за спутником. Но дисциплин, которые в процессе освоения оборудования задействованы, намного больше. Когда мы работаем с детьми, то пытаемся увлечь их инженерными специальностями, информационными технологиями. И это особенно показательно на примере нашей проектной работы с детьми в рамках работы профильных смен в «Сириусе».
У нас был один проект, когда мы спасали детенышей гренландских тюленей - бельков - с применением нашего оборудования. Не виртуально, а реально. Есть такая проблема: на льдах Белого моря в марте появляются детеныши тюленей и в то же время там идет интенсивная ледокольная навигация. И если проходит огромный ледокол, то он этих крох на льдинах не замечает, льды ломаются, и бельки, пока еще плохо плавающие, погибают. Иногда за один такой проход ледокола гибнет до тысячи детенышей. Мы поставили перед детьми задачу: с помощью космической информации обнаружить массивы льдов, на которых есть бельки. Причем, они белого цвета, и на белой льдине их так просто не разглядишь, только по косвенным признакам, анализируя космическую информацию. А дальше надо было спрогнозировать, куда эта льдина идет, сопоставить с маршрутом движения ледокола, после чего дети писали обращение в Штаб морских операций в Архангельске с просьбой скоординировать маршруты движения ледоколов. Не представляете, в каком восторге были дети, когда убедились, что их работа не пропала даром и они реально спасли бельков. При этом один мальчик написал программу, рассчитывающую, куда будут перемещаться льдины в зависимости от ветра, течений и прочих показателей.
У нас были и другие интересные авторские смены. Например, одна из сотрудниц нашей компании работала с детьми в рамках Международной исследовательской школы (МИШ). Она вела для детей проект, связанный с оценкой последствий пожаров в лесах. Там вообще не понадобилось специальное оборудование, так как они работали с бесплатными данными, которые находятся в открытом доступе. В результате дети оценили, как происходят пожары, какие площади выгорают, какие причины и последствия этого стихийного бедствия. Все это для детей открывает новую вселенную. Они понимают, зачем и с какой целью они учатся, получают знания, так как видят и сам процесс на практике, и возможности для использования полученных навыков.
- Вы рассказываете про работу с детьми, которые уже проявили интерес к этому направлению. Как вам кажется, насколько перспективно применение вашего оборудования повсеместно в российских школах?
- Мы хотим внедрить это на уровне обязательного школьного образования, начиная с младших школьников. Им все интересно, глаза открыты. Понятно, что у них нет фундаментальных знаний, допустим, по физике или компетенций в области изучения радиоволн. Но мы стараемся их увлечь без всех этих сложностей, да и старшим школьникам стараемся преподнести информацию в зависимости от их наклонностей. Например, если у кого-то нет интереса к физике, но зато есть склонность к гуманитарным дисциплинам, то с помощью предоставляемых данных, нашего оборудования можно решать, в том числе, и гуманитарные, и социальные задачи.
- Один из ваших проектов - междисциплинарный кластер «Космос для жизни на Земле» - высоко оценили эксперты Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок», присудив ему первое место в номинации «Лучшее учебное оборудование и средства обучения». Как он проявил себя на практике?
- Это поистине междисциплинарный проект, который позволяет в доступной форме получать фундаментальные знания по информатике, физике, математике, астрономии, ну, и в какой-то степени по биологии, потому что там есть элементы экологии, а также приобретать навыки конструирования, так как определенную часть конструкции нужно сделать самим. Что касается применения нашего космического кластера, то в очень большой степени это зависит от педагога. И дело не в том, что знаний или квалификации учителя может не хватить, просто занятия требуют времени, большой самоотдачи, а педагоги в школах очень перегружены. Вот это, конечно, беда. Но если «зажечь» учителя реализацией проекта, то и для детей он станет хорошей возможностью на практике познать то, что написано в учебниках.
- Как вы оцениваете на данном этапе помощь государства производителям учебного оборудования?
- Мы получаем грантовую поддержку, налоговые льготы, есть возможность оформить компенсацию определенной доли расходов на производство, а также льготный кредит. Но самое важное - для развития экспорта российского образовательного оборудования нужно на деньги государства создавать пилотные зоны или внедренческие центры во всех дружественных странах, чтобы иметь возможность адаптировать методики к системам образования разных стран.
- А какая поддержка от государства для вас была бы ощутимой?
- Основная проблема на рынке инновационного учебного оборудования сейчас - 44 ФЗ о госзакупках, где главным критерием выбора поставщика является цена. В такой системе нет места качественной высокотехнологичной продукции - она по определению не может быть дешевой. Поскольку мы производим уникальные аппаратно-программные комплексы для приема данных из космоса, разработанные на основе наших же патентов, то еще одна проблема состоит в том, что непонятно, как в условиях 44 ФЗ их продавать, так как аналогов нет, а конкурсные процедуры требуют наличия конкурентных предложений. Нужно либо отменять этот Федеральный Закон, либо вводить другие критерии, например, ориентироваться на репутацию компании и ее основателей.
Кроме грантов на разработку оборудования, нужны также существенные гранты на создание площадок для апробации и внедрения методик работы с высокотехнологичным оборудованием в школе.
В остальном, мы видим, что поддержка от государства российским производителям становится все ощутимей. Сейчас, когда мы стали членами Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, надеемся, что общими усилиями сможем реализовать и более важные проекты для развития российского производства учебного оборудования для школ и учреждений дополнительного образования. Для нас очень важно быть ответственными за воспитание поколения грамотных и компетентных людей.
Автор: Ольга Крутикова